14
Окт 2011

Текст : Сергей Зуев

Фото : Сергей Зуев

smn-11

Новость о том, что российские гонщики собираются на Супермото Наций 2011, меня ничуть не удивила. Признаться честно, я подумал, что это просто очередные фантазии. Но когда Артем Тесленко прислал мне регламент проведения соревнований с просьбой перевести, я понял, что ребята не шутят.

Долгие месяцы поиска спонсоров, подготовки техники и прокладки маршрута увенчались успехом. Россияне, погрузившись в минивэн, отправились в увлекательное путешествие по Европе, конечной точкой которого был намечен гоночный трек Aragon Motor Land близ испанского городка Альканиз.
Спортсмены приехали неделей раньше начала чемпионата, чтобы насладиться красотами Испании, искупаться в море, а так же попробовать свои силы на новом треке. Особенностью данной трассы является то, что она состоит из асфальтового участка, грунтовой секции и трамплинов, покрытых асфальтом.

Изначально в основной состав вошли Артем Тесленко, Максим Аверкин и Александр Латышев. Но буквально за неделю до гонки подтвердилось участие молодого талантливого кроссмена Александра Иванютина. Артем уступил место Саше в основном составе и продолжил участие в качестве запасного пилота, а так же помощника наших ребят.
smn-1

На треке, что удивительно, практически не было тренирующихся гонщиков из других стран. Единственными спортсменами, застигнутыми за оттачиванием мастерства нашей командой, были  аргентинцы и чемпион Испании Кучарейра. Нашим предстояло не только изучить новый трек, но что еще важнее, привыкнуть к поведению покрышек GoldenTyre, использование коих является обязательным всеми участниками Супермото Наций.
Но вот, потренировавшись несколько дней, россияне переместились на картинговую трассу, так как основной трек закрыли для подготовки к чемпионату. К этому же времени подвезли боевые мотоциклы, арендованные российской сборной для участия в гонке. Три сверкающие Honda CRF450SM были предоставлены итальянской компанией Asso Motor (Honda HM). Эта бригада известна своим сотрудничеством с одним из мировых чемпионов супермото Иваном Лазарини. Мотоциклы были подготовлены достаточно серьезно, но каждый немного отличался. На одном из мотардов была установлена новая система передних тормозов с двумя дисками. Суппорты данной конструкции отфрейзерованы заодно с  нижней частью пера вилки, что придает всей системе жесткость. На всех мотоциклах были установлены кованые колесные диски фирмы Marchesini. (Но даже такие дорогие и высокопрочные обода не смогли выдержать полет Иванютина через асфальтированный стол. Итальянцы были, мягко говоря, расстроены когда Саша после тренировки приехал в паддок на «квадратных» колесах). На двух мотоциклах стояли задние амортизаторы Ohlins, в то время как третьей машине достался стоковый амортик, переделанный для супермото.   Были и другие незначительные отличия в конструкции и поведении огненно-красных боевых коней. В итоге наши гонщики выбрали себе каждый по одному и стали добиваться от итальяшек более точной настройки и доводки гоночного снаряда под свой стиль вождения. Это оказалось непростой задачей, так как из всей команды механиков по-английски говорил только один человек. К тому же европейские друзья оказались вовсе не так сговорчивы, как мы от них ждали.
smn2

Прогретый ласковым испанским солнышком воздух стали разрывать громкие звуки выкрученных до отсечки одностволок. По закрытому парку, кто на велике, кто на питбайке, а кто просто бегом, взад и вперед проносились люди в одежде с нанесенной символикой своей страны. Маленькая кафешка возле питлейна открыла свои двери, чтобы предложить гостям холодного пива и национальных испанких бакадильос. Так начался первый день шестого по счету Supermoto of Nations.
smn-3

В эту субботу определялись 15 участников основного соревнования. Учитывая тот факт, что заявилось 25 стран, и это является максимумом за историю проведения этих гонок, всем было ясно что борьба за место в финале предстоит нешуточная. 
Откатав свободные тренировки, Макс Аверкин сказал, что не очень доволен поведением мотоцикла и резины. ДомаМаксим выступает на КТМ560SMR, который сильно отличается от Honda CRF.  Помимо того, что родной мотик Макса гораздо лучше тянет с «низов», у него еще и измененная геометрия. Это добавило проблем с привыканием. Но как бы то ни было, а первому отправляться в бой за участие в финале предстояло именно Аверкину.
smn-4

Honda с номером 96 разместилась на 13 позиции стартовой решетки. Все в волнении суетятся вокруг гонщиков, пытаясь помочь им мотивационными речами. И вот звучит сигнал возвещающий о том, что механиков и прочих просят удалиться с трассы. Мы с командой расположились в отведенном нам секторе на питлейне и затаили дыхание. Уютный отсек оборудован экраном. На экране в режиме реального времени гонки показывается текущее положение спортсменов, а так же сразу просчитывается положение стран в командном зачете. Это очень удобно, так как  просчитать в уме суммарные очки трех пилотов от всех стран просто нереально.
smn-5

Девочки, которые держат таблички обозначающие номер стартового ряда никогда не узнают всю прелесть гонок супермото. Им, пингвинам, не доступно наслажденье бурей звука. Я же, напротив, ловлю особый кайф от рева двадцати с лишним заряженных моторов. И вот они поехали! Я просто разрывался на части от радости. Мой пульс, казалось, был ни чуть не меньше, чем у гонщиков на тот момент. Я одновременно пытался понять, что происходит у лидеров, еще надо было смотреть, где и как едет Аверкин, и к тому же надо было все это фотографировать.
Максим хорошо стартовал и уже на втором круге вышел на десятую позицию. Сзади, прикрывая тылы,  шел Тамонис Аурелис, хорошо знакомый всем нам по участию в открытых первенствах России по супермото. Но радость наша была недолгой. Аверкин начал терять позиции, а ближе к концу заезда его,под синие флаги, бессовестно обошли гонщики ехавшие с ним на равных. Это несколько обескуражило Макса и финишировал он лишь на 18 позиции.
Вторым честь России отстаивал Александр Иванютин. Саша стартовал одиннадцатым. Благодаря своей блестящей кроссовой карьере, Иванютин чувствовал себя вполне спокойно на трассе Арагон. Все что было нужно, это просто уверенно проезжать асфальт. Пройдя несколько кругов, иуже начав было обгонять, Саша допускает досаднейшую ошибку и откатывается аж на 14 позицию. Мы с ребятами неистово кричим, поддерживая Иванютина и молодой гонщик собрав волю в кулак, отыгрывает потерянные строчки протокола и выходит на девятое место! Это выводит нашу страну на четырнадцатую позицию в общем зачете. Появляется надежда на попадание в финал. Теперь все надежды на Латышева.
smn-6

Третий предфинальный заезд, и наш спортсмен ожидает старта на семнадцатой позиции. Мы, сжав кулаки, толпимся на питлейне. Одним из сложнейших мест трека Арагон является въезд на грунт. В этом месте все гонщики должны протиснуться в одну узенькую колею. Дан старт, и мы видим завал в этом самомместе. Кто-то из гонщиков не может завести мотоцикл. Фуф, это не наш. Латышев методично пробирается через частокол гоночных машин. Позади уже больше половины заезда, и Саша на 14 позиции. Этого не достаточно для попадания нашей сборной в финал, а расстояния между гонщиками все больше. Нам нужны падения, нам нужны падения, как мантру повторяет эти слова Артем Тесленко. И его магия срабатывает! Буквально за пару кругов до финиша падают Рафаэль Фонсека и Фредерик Гуерин, освобождая нашей команде дорогу в финал. Программа минимум выполнена и зацепившись за последнюю строчку итоговых протоколов первого гоночного дня, российская сборная отправляется набираться сил для воскресных заездов.
smn-7

В целом в паддоке царила весьма дружелюбная атмосфера. Даже гонщики команд, не прошедших в финал, немного употребив спиртного, смирились с поражением и пошли болеть за финалистов. У наших ребят настроение было весьма бодрым и позитивным.
Финал проходил в три заезда. В первом заезде из наших ехали Иванютин и Аверкин. Понятно что учитывая стартовые позиции 15 и 31, нам особо ничего не светило. Но Иванютин почувствовал вкус гонок супермото, он ведь в последние два года ездил только по мотокроссу, и стал продвигаться вверх. Финишный флаг зафиксировал для него четырнадцатое место. Для Аверкина заезд сложился не оченьудачно, и он смог финишировать лишь двадцать пятым. Но в целом это не так уж и плохо, ведь по сумме балов Россия вышла на 11 место.
smn-8

Второй заезд был пожалуй пиком выступления нашей сборной. В этот раз всему миру противостоялиИванютин и Латышев. Саша собрав всю волю в кулак держался на своей позиции и, стабильно пройдя весь заезд, финишировал так же, как и стартовал -- на 19 строчке. А вот Иванютин удивил буквально всех. Этот молодой россиянин наконец-таки «вкатился» в трек супермото и стал буквально громить соперников, показывая фантастическую скорость на грунте. На асфальте он тоже прибавил, и не в последнюю очередь благодаря подобранным с помощью сокомандников настройкам подвески. До этого, по его словам, мотоцикл вел себя на твердом покрытии «как раскладушка».                    Стартовав с одиннадцатой позиции, Саша проводит блистательную серию обгонов, которая заканчивается феноменальным по красоте прохождением Бориса Шамбона. На грунтовом участке был большой отвал, и основная масса пилотов ехала по внешней укатанной тропинке на верху этого отвала. Зайдя по внутренней тректории, Иванютин начал скольжение двумя колесами своей хонды наперерез французской легенде. Шамбон, видя что справа в него летит красный мотоцикл, просто вынужден был прикрыть газ и уступить шестое место нашему красавцу.
smn-9

Россия вышла на восьмое место по итогам второго заезда. Это действительно очень хороший результат, учитывая все сложности, сопутствующие участию нашей сборной.
Закрепить результат предстояло Максиму Аверкину в паре с Александром Латышевым в третьем заезде. Места на старте на этот раз были совсем далеки от поула, а точнее это были  двадцать пятая и двадцать восьмая позиции. В заезде наши бойцы держались достойно, но сильно продвинуться наверх так и не смогли. Но даже доехать до финиша в этом заезде, не потеряв позиций, уже значило очень много. Немного прибавив, наши герои финишируют на двадцать третьей и двадцать пятой позиции, принося России первый в истории результат на Супермото Наций.
smn-10

Замкнуть десятку сильнейших команд мира весьма почетная миссия. Я абсолютно уверен, что если МФР и спонсоры продолжат поддерживать нашу сборную, то уже в следующем году мы сможем рассчитывать на более высокие позиции.
После гонки я спросил у итальянца, возглавлявшего бригаду механиков, чего не хватает нашим гонщикам, чтобы ехать быстрее? Паоло однозначно сказал, что мало опыта выступлений в соревнованиях такого ранга. 
Прошло красивое награждение призеров, коими в этом году стали сборные Франции, Англии и Финляндии.Прошла пресс-конференция, на которой Борис Шамбон сообщил, что уходит из мира мотогонок. Пришла пора и нам возвращаться на родину, оставив в памяти яркий гоночный уикенд, проведенный на трассе Aragon Motor Land, навсегда вошедший в историю, как первое международное выступление российской команды по супермото.


(оригинал - motogon.ru)